Версия для слабовидящих: + - Сброс

Страничка педагога-психолога

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

   Рост и развитие ребёнка протекает неравномерно. Процесс идёт то быстрее, то медленнее, причём включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов. Каждый новый освоенный этап – своего рода перелом. Возрастной кризис отличается от простого непослушания. Ребёнок переживает сложный этап в своём развитии, а значит и реакция родителей должна быть белее гибкой.

Психологи выделяют четыре критических точки в детском развитии: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 13-16 лет.

Содержание кризиса первого года жизни связано с тремя моментами: началом ходьбы; становлением речи (этот процесс происходит постепенно и длится до 3-х мес.); осознанием себя как отдельного от матери существа.

Кризис третьего года или кризис «Я сам»начинается 1,5 года и
заканчивается примерно в 3,5 года. Пик приходится на 2,5 – 3 года. Этот кризис характерен тем, что:

  • ребёнок упрямится. Но упрямство – это крайняя степень проявления
    воли и настойчивости – качеств, очень нужных каждому человеку. Чаще всего малыш настаивает и требует не потому, что очень хочется, а потому, что ОН этого ПОТРЕБОВАЛ.
  • ребёнок капризничает. Капризность – демонстрация своей значимости для других, желание привлечь к себе интерес и внимание, это потребность проявить собственное «Я».
  • ребёнок все делает наоборот. Это негативизм, который даёт возможность ребёнку поступать по-другому, принимать свои решения, проявлять чувство «самости», иметь свои желания и чувство собственного достоинства.
  • ребёнок бывает агрессивным. Агрессия – это крайняя форма проявления самозащиты.
  • ребёнок становится строптивым, своевольным. Это означает, что малыш уже не беспомощный и стремится к независимости.
  • ребёнок бывает замкнутым. Замкнутость – неадекватная форма
    проявления здоровой осторожности, очень необходимого качества в жизни каждого человека.

В этот период ребёнок очень эмоционален, раним, ревнив, злопамятен. Будьте с ним доброжелательны, терпеливы, тактичны.

Возрастная группа от 3 до 4 лет.

В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.

     Мышление детей старше 3 лет носит уже наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем их мире. Он познаёт то, что видит перед собой сию минуту.

       Важно помнить, что речь у ребёнка находится в
стадии становления, поэтому педагог ещё не может полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша,

     В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:

  • мышление ребёнка носит наглядно-образный характер;
  • внимание, память, мышление остаются непроизвольными;
  • ребёнок познаёт мир, непосредственно окружающий его в данный момент.

Возрастная группа от 4 до 5 лет.

     Непроизвольность психических процессов сохраняется у детей и на пятом году жизни. Однако важнейшими новообразованиями являются:

  • завершение в основном процесса формирования активной речи
  • выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.

     Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно-деловой характер.

     Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми и не ставьте их в пример: «Посмотри, какой Вася молодец, а ты….». Это травмирует детей, занижает их самооценку. Сравнивать необходимо самого ребёнка сегодняшнего с ребёнком, каким он был ещё вчера. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда её никто кроме ребёнка, не слышит.

     В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:

  • мышление носит наглядно-образный характер;
  • дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.

Возрастная группа (5-6 лет)

     К пяти годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в узкий и высокий количество её не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше.

     Содействует общему психическому развитию активизация воображения. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счёта в пределах десятка. Благодаря ему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач. Воображение – это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого.

   В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 5 – 6 лет:

  • ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
  • в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;
  • ведущее значение приобретает развитие воображения.