ЛОГОРИТМИКА с музыкальным сопровождением

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

     Целью логоритмических занятий: является помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.

В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики. Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала. В планировании логоритмических занятий использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т. д.). Основа занятий может быть разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры, фольклорные источники. Этот вид деятельности способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.

Представленные логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз).   В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев.

В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия:

  • —        движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
  • —        танец (хоровод);
  • —        разучивание четверостишья, сопровождаемое движениями;
  • —        песня, сопровождаемая жестами;
  • —        логопедическая гимнастика (по Т. В. Буденной);
  • —        артикуляционная гимнастика;
  • —        мимические упражнения;
  • —        массаж (спины, рук, ног, и т. п.) или гимнастика для глаз;
  • —        пальчиковая игра;
  • —        подвижная или коммуникативная игра.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

На логоритмике реализуются следующие задачи:

  1. Уточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука.
  2. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.
  3. Расширение лексического запаса.
  4. Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
  5. Совершенствование общей и мелкой моторики.
  6. Выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  7. Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятий дети стоят с педагогом в кругу или сидят полукругом. Это расположение даёт возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и говорить вместе с ним.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Логоритмика с музыкальным сопровождением» реализуется 1 раз в неделю, продолжительность -15- 25 минут.