В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.
Целью логоритмических занятий: является помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям с незначительными нарушениями речи.
В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики. Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала. В планировании логоритмических занятий использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т. д.). Основа занятий может быть разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры, фольклорные источники. Этот вид деятельности способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Представленные логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз). В каждое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев.
В результате практической работы сложилась следующая структура логоритмического занятия:
- — движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
- — танец (хоровод);
- — разучивание четверостишья, сопровождаемое движениями;
- — песня, сопровождаемая жестами;
- — логопедическая гимнастика (по Т. В. Буденной);
- — артикуляционная гимнастика;
- — мимические упражнения;
- — массаж (спины, рук, ног, и т. п.) или гимнастика для глаз;
- — пальчиковая игра;
- — подвижная или коммуникативная игра.
В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.
На логоритмике реализуются следующие задачи:
- Уточнение артикуляции — положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука.
- Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.
- Расширение лексического запаса.
- Развитие слухового внимания и зрительной памяти.
- Совершенствование общей и мелкой моторики.
- Выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
- Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятий дети стоят с педагогом в кругу или сидят полукругом. Это расположение даёт возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и говорить вместе с ним.
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Логоритмика с музыкальным сопровождением» реализуется 1 раз в неделю, продолжительность -15- 25 минут.